История Кореи

Начало корейской истории часто датируется 2333 г. до н. э., когда Тангун, легендарный сын Небожителя и женщины из племени, тотемом которого считался медведь, основал первое королевство. Историки называют самый ранний этап корейской истории периодом Кочосон (Древний Чосон).

В начале нашей эры на территории современной Кореи сложилось три раннефеодальных государстваСилла, Пэкче и Когурё.

карта Кореи эпоки трех царств гравюра с изображением битв времен древней Кореи

«Три корейских государства» — так называют раннефеодальные корейские государства Когурё, Пэкче и Силла, которые в период с I века до н.э. по VII век н.э. занимали Корейский полуостров и Манчжурию. Эти государства сложились в ходе борьбы против китайских завоевателей. В так называемый "период трёх государств" и ранее здесь также существовали другие, более мелкие племенные образования и государства, в том числе Кайя, Дончже, Окчо, Пуё, Осан, Тамна и другие.

Согласно летописной традиции, "период трёх государств" начался в 57 до н. э., когда государство Саро (позднее названное Силла) в юго-восточной части полуострова добилось автономии от китайской имперской династии Хань. Государство Когурё, расположенное к северу и югу от реки Ялуцзян (корейское название — Амноккан), которая в наше время разделяет Китай и КНДР, добилось независимости от Китая в 37 до н. э.. В 18 до н. э. два сына правителя Когурё, не желая сражаться за наследство, бежали из страны и основали государство Пэкче на юго-западе полуострова. Столицей Пэкче являлся Хансон (современный Кванджу), а впоследствии — Унчхон (современный Конджу), и наконец — Собури (современный Пуё). В I веке н. э. от Пэкче отделилась Кайя.

Падение Ханьской династии в начале III века избавило три корейских государства от необходимости противостоять внешней угрозе. Культура у всех трёх государств была общей. Начиная с I века среди высших кругов корейского общества начало распространяться конфуцианство, которое позднее было полностью вытеснено буддизмом.

Когурё, самое крупное из трёх государств, имело в разные периоды своей истории две разных столицы — Хвандо (ныне Цзиань на китайском берегу реки Ялуцзян) и Пхеньян. Когурё, изначально возникшее на границе с Китаем, постепенно расширило свои владения за счёт Манчжурии. Культурное влияние Китая сохранялось до конца IV века, когда в 372 году в качестве официальной религии был принят буддизм. Примерно в то же время это произошло и в Пэкче. Господство Пэкче распространилось почти на половину южной части полуострова.

Государство Саро в первой половине IV века полностью присоединило к себе Кайя. В 503 оно сменило своё название на Силла. Столица Силла — современный Чинджу. Буддизм стал здесь официальной религией в 528г.

Техника Боевых Искусств, похожих на современное Хапкидо, впервые была зарегистрирована в письменных документах приблизительно 372 г.н.э. одновременно с появлением буддизма в королевстве Когурё древней Кореи. Об этом свидетельствуют найденные на стенах многих пещер древние картины и скульптуры того периода. В период существования Силла (57 г. до н.э. - 660 г.н.э.), а затем Объединенного Королевства Силла (660 г.н.э. - 935 г.н.э.) был создан корпус молодых воинов - Хва-Ран (Цветы Молодежи). Воины этого корпуса были высоко дисциплинированы, твердо придерживались строгого кодекса этики и были чрезвычайно опытны в боевых искусствах. Этим воинам, которые должны были стать будущими национальными лидерами, преподавали технику, похожую на современное Хапкидо, для их физического и умственного развития и самообороны.

С расширением территории трёх корейских государств между ними началась борьба за преобладание на всём Корейском полуострове, которую стремились использовать в своих целях феодальные правители Китая. Император Ян-ди в 612 г.н.э. снарядил огромную армию и отправил её в поход с целью завоевания Когурё, но потерпел поражение. Китайская династия Тан с 644 г.н.э. предприняла ряд безуспешных походов против Когурё. Лишь союз с Силла позволил династии Тан в 660 г.н.э. разгромить вначале армию Пэкче, а уже в 668 г.н.э. — Когурё. Танская династия надеялась закрепить за собой все земли Когурё и Пэкче, но натолкнулась на сопротивление местного населения, поддержанное её прежним союзником — государством Силла, которое начало борьбу за преобладание на Корейском полуострове. В результате в 676 г.н.э. танские войска были изгнаны из Когурё и Пэкче, и государству Силла удалось к VIII веку объединить всю территорию Корейского полуострова к югу от реки Тэдонган. Таким образом завершился период трёх корейских государств и началась история объединённого государства Силла. Слово «Самгук», означающее по-корейски «Три государства», использовалось в корейских названиях классических текстов «Самгук Саги» и «Самгук Юса».

В конце X века Корейский полуостров был объединён под властью государства Корё. Древнейшим названием Кореи считается то, которое она снова получила при династии Ни (Ли, с 1392 г.) — Чао-сянь или, по корейскому произношению, Тиф-сифнь (Тё-сёнь). Название Корея у европейцев произошло от имени династии Ко-ре или Ко-ри (по японскому произношению Ко-рай, по-китайски Гао-ли).

  

Все корейские царства наперебой старались перенести к себе все китайское. К 872 г. относится введение буддизма в царстве Гао-гюй-ли. Из Кореи буддизм и китайские классические книги попали и в Японию. Главную роль при этом играло царство Бо-цзи.

Период династии Гао-ли ознаменован усилением буддизма в Корее(впоследствии число буддийских монахов возросло до того, что они неоднократно рвались поднимать бунты против правительства). С Китаем поддерживались постоянные вассальные отношения (прерываемые только удалением китайских династий на юг), причем нередко были отправляемы туда избранные молодые люди для обучения в китайских правительственных школах. Северные пределы Кореи страдали от нападений киданей, чжурчженей и монголов, юг же грабили и опустошали японцы. Остатки киданей тревожили Корею и после уничтожения царства Ляо; для борьбы с ними сами монголы предложили, в 1218 г., союз, принятый Кореей. В конце концов Корея признала свою полную зависимость от китайской династии Юань. Первое представление дани монголам относится к 1241 г.; корейские государи постоянно являлись ко двору монгольских императоров, там же жили и наследники престола, возвращавшиеся на родину только после смерти отца, для занятия (с разрешения монгольского императора) престола; в известных случаях и корейский государь, и его окружающие одевали монгольский костюм. Когда в Китае пала Юаньская династия и воцарилась Минская, то Корея очутилась в двусмысленном положении: с одной стороны она признала свои вассальные отношения к новой династии (1368 г.), с другой стороны продолжала прежние отношения и к удалившейся из Китая Юаньской и даже открыто приняла сторону последней, двинув свое войско к границам Китая.

Таким положением дел, в связи с тяготением всего населения к Китаю, искусно воспользовался тесть последнего государя династии Ко-ри и главнокомандующий корейской армии Ни-цион-кое или Ни-тай-цо (по-китайски Ли-чэн-гуй или Ли-тань). В 1392г. он низложил династию Ко-ри (Гао-ли) и основал новую, признанную Китаем на условии вечного данничества и названную старым именем Тиф-сионь. Первым делом Ни-цион-кое водворил порядок в стране, измученной жестокостями и развратом последнего государя из династии Ко-ри (Кон-ян-ван, 1388—1391), и довершил ее административное устройство по минскому образцу. Столица была перенесена из Сун-то (теперь Кай-сион-пу, в провинции К’иен-к’ы-до) в Сеул.

Первые два века царствования новой династии протекли в полном спокойствии, нарушавшемся только периодической борьбой двух партий, которые существуют и до настоящих пор, только изменив свой характер: одна партия (приверженцы старины) тянет в сторону Китая, другая (новаторы) склоняется на сторону Японии. Впрочем, последнее государство никогда не пользовалось в Корее расположением масс, так как население последней постоянно страдало и от нападений и грабежей японцев, и от чисто кулаческой деятельности японских купцов. До сих пор сохраняется еще в Корее. память о страшном опустошении, произведенном там японцами в 1592—1598 гг. Тогда на выручку пришла китайская армия, и хотя сначала она не имела успеха, но потом сумела оттеснить японцев на юг.

Корейское правительство не забыло этой услуги Минской династии, и когда последней стали грозить маньчжуры, корейские войска поспешили на помощь Минским. Требование маньчжур признать зависимость от них было с гордостью отвергнуто тогдашним корейским королем Ли-цзуном (Инь-цио), и только походы 1627 и особенно 1637 г. заставили его признать зависимость от маньчжур (Дайцинской династии), скоро овладевших Китаем. С тех пор Корея сохраняла свои вассальные отношения к Дайцинской династии, и только дань, первоначально довольно значительная, с течением времени сокращалась все более и более и теперь обратилась в пустую формальность.

Первыми европейцами, попавшими в Корею, были голландцы, потерпевшие крушение на пути в Японию. Иные из них успели бежать в Японию, а
Хендрик Хамель (Hendrik Hamel), пробывший в Корее с 1653 по 1667 г., по возвращении в Голландию в 1670г. издал описание своего пребывания в Корее.

Первое появление христианства в Корее относится к 1784 г., когда молодой кореец Сэн-хуни (Senghuni) крестился в Пекине и, по возвращении на родину, стал там проповедовать христианство. Проповедь пошла довольно успешно, христианство приняли многие из ученых корейцев. Однако требование оставить культ предков, чтимых в Корее, пожалуй, даже более, чем в Китае, заставило многих прозелитов отказаться от христианства и навлекло на ревностных христиан гонение со стороны правительства.


Фрагмент книги Муйэ Доботонгджи с описанием боевых искусств К концу восемнадцатого столетия боевые искусства практиковались очень малым количеством корейских граждан, а во многих областях были просто запрещены. Йу-Суль сохранилось только благодаря стараниям отдельных мастеров и буддийских монахов, а также некоторых членов королевского семейства, занимавшихся боевыми искусствами в уединении. В попытке предотвратить полную потерю национальных боевых искусств,  в 1790 г. король Чонг-Чжо приказал Ли Дук-Му (1741-1794 гг) для обучения королевской гвардии собрать материал и написать книгу обо всех известных методах боевых искусств. Результатом явилась книга,  которая известна под названием Муйэ Доботонгджи. Эта книга имеет много детально описанных техник Йу-Суль, очень похожих на технику современного Хапкидо.

Неудачно пытались попасть в Корею американские авантюристы в 1866—67 гг. В 1873 г. король достиг совершеннолетия и сам стал управлять государством. Только тогда удалось, и то одной Японии, заключить в 1876 г. договор с Кореей, причем последняя была объявлена государством самостоятельным. Тотчас же был открыт для японской торговли порт Фусан, а в 1880 г. — Генсан. Для ослабления японского влияния пекинское правительство поручило Ли-хун-чжану устроить переговоры Кореи с европейскими государствами. Первыми в мае 1882 г. заключили договор с Кореей Северо-Американские Соединенные Штаты, затем Англия, Германия, Франция и, наконец, в 1884 г., Россия. По этим договорам (тоже без упоминания о зависимости Кореи от Китая) были открыты для внешней торговли 3 порта и столица. Заключение договоров с иностранцами и допущение последних внутрь страны подняли всех приверженцев старины, с Тай-вэнь-гуном во главе.

В 1882 г. японский посланник Ханабуса и его свита должны были проложить себе оружием дорогу среди возмутившейся толпы и бежали в Чимульпо, на английское судно. Япония получила удовлетворение, и Тай-вэнь-гун пробыл в плену в Китае до 1884 г. В 1884 г. подняли беспорядки сторонники японцев, предводительствуемые Кюм-ок-кюном, и в течение 7 дней владели столицей. Однако население Сеула восстало поголовно, выгнало их и японцев; Кюм-ок-кюн жил с тех пор в Японии, а в 1894 г., по прибытии в Шанхай, был убит одним из соотечественников. В том же 1884 г. Япония отправила в Корею войска, но, по договору с Китаем, в следующем году отозвала их оттуда, и оба государства обязались не посылать в Корею войск без предварительного извещения другой стороны. Япония получила значительное экономическое влияние в Корее, особенно на юге полуострова, благодаря массе своих представителей и их торговой предприимчивости; зато в сфере политической огромным влиянием постоянно пользовался китайский резидент в Сеуле, перед которым отступали на задний план как все представители иностранных государств (североамериканский министр-резидент, русский поверенный в делах, английский и немецкий консулы и французский комиссар), так и советники короля из иностранцев (сначала, по протекции Ли-хун-чжана, немец фон-Мёллендорф, а потом 3 американца).

Когда, весной 1893 и 1894 гг. начались восстания на юге Кореи и китайское правительство, по просьбе корейского, отправило на помощь отряд войск (с предварительным извещением Японии, согласно договору 1885 г.), японское правительство, воспользовавшись этим, стало отправлять в Корею отряд за отрядом под предлогом охраны японской миссии (на что оно получило право по договору 1882 г.) и не прекращало этой посылки войск даже после подавления восстания в провинции Цион-на. Китай сообразно с этим увеличивал число своих войск в Корее. Наконец, 1 августа 1894 г. Япония формально объявила Китаю войну, сначала происходившую на корейской территории. Таким образом началась японско-китайская война. Корея в ней официально участия не принимала, хотя формально война велась из-за Кореи и отчасти на ее территории. После войны Корея попала фактически под протекторат Японии; король Кореи должен был делать все, чего требовал японский посланник. 8 янв. 1895 г. король выпустил, по требованию японского посланника Инуайе, хартию из 14 статей, вводившую реформы в управлении.

6 июля 1895 г. королева Кореи, воспользовавшись временным отсутствием японского посланника, сместила назначенных под японским давлением чиновников, до министров включительно, и назначила новых, ревнителей старины, сторонников Китая и России. Японцы в ответ подготовили народное восстание; в ночь с 7 на 8 окт. 1895 г. инсургенты проникли во дворец, убили королеву и многих ее сторонников и восстановили прежнее правительство. Король управлял отныне под строжайшим контролем Японии. 11 февр. 1896 г. он бежал из дворца и скрылся в русском посольстве, где прожил целый год; только в марте 1897 г. он вернулся в свой дворец, после чего принял титул императора. Однако, власть его была совершенно призрачна. Из-за него и вокруг него велась борьба между Россией и Японией; первая старалась задерживать промышленное и политическое развитие Кореи, чтобы под эгидой бессильного правительства получать различные выгодные для концессионеров и разорительные для страны концессии; вторая искала в Корее рынок для сбыта своих товаров и заботилась о росте покупательной силы населения, но очень пренебрежительно относилась к традициям и обычаям.

При императоре состоял в должности финансового советника американец Ливи Браун (Leavy Brown), навязанный японским посланником. 27 января 1904 г. началась Японско-Русская война. Официально Корея в ней участия не принимала, но война, сперва морская, потом сухопутная, велась сначала в пределах Кореи, ее гавани были местами высадки японских войск. Когда война окончательно перекинулась на территорию Маньчжурии, Корея осталась оккупированной японскими войсками, производившими в ней реквизиции. 30 января 1904 г. русский посланник Павлов должен был выехать из Сеула. По договору 10 февраля 1904 г., Корея формально признала себя вассалом Японии. Она осталась в вассальных отношениях и после заключения мира.

В XVI—XIX веках Корея проводила политику самоизоляции. После русско-японской войны 1904—05 гг. Япония установила протекторат над Кореей, а в 1910 г. аннексировала её. С 1910 г. по 1945 г. японцы управляли Кореей. Согласно японскому указу, все гражданские свободы отменялись. Японцы закрыли много частных школ и открыли свои собственные общественные школы, предназначенные для того, чтобы ассимилировать корейскую молодежь к японской культуре, опуская корейский язык и корейскую историю, подчеркивая значимость Японии. Корейские боевые искусства были запрещены, началась практика японских боевых искусств. Японцы запретили даже спортивные состязания, не говоря уже о корейских боевых искусствах. Но, как и прежде, корейские мастера продолжали тайно практиковать национальные боевые искусства, бросая вызов оккупационному правительству.

Разгром Японии во Второй Мировой войне положил конец японскому господству в Корее (из Кореи были также выселены все японцы). Северная часть Кореи была оккупирована Советским Союзом, а южная — Соединёнными Штатами. В 1945 году, после освобождения Кореи, Боевые Искусства снова стали популярными.